Министерство
здравоохранения Российской Федерации
П Р И К А З
22 апреля 1998
___________________ N 131
┌ ─┐
О
мерах по совершенствованию
судебно-медицинской экспертизы
В целях внедрения принципиально новых методов
и технологий производства экспертиз,
пересмотра действующих положений о должностных лицах, инструкций по
организации работы бюро судебно-медицинской экспертизы и проведению экспертных
исследований
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Управлению организации медицинской помощи населению:
1.1.Подготовить предложения по созданию межтерриториальных центров
судебно-медицинской экспертизы для проведения
высокотехнологических и дорогостоящих методов исследования. Срок
01.10.98.
1.2.Разработать, согласовать с заинтересованными
министерствами и ведомствами Российской
Федерации и до 01.12.98 представить на утверждение перечень видов
экспертиз, производимых на платной основе.
2.Управлению кадров представить
предложения по приему на работу в судебно-медицинские экспертные учреждения
специалистов немедицинского профиля.
Срок 01.11.98.
3.Директору Республиканского центра
судебно-медицинской экспертизы Минздрава Российской Федерации Томилину В.В.:
3.1.Обеспечить методическое руководство и
практическую помощь по внедрению в практику
бюро судебно-медицинской
экспертизы новых инструкций и положений, утвержденных настоящим приказом.
3.2.Разработать к 01.10.98:
3.2.1.Методические рекомендации "Требования, предъявляемые
при лицензировании к бюро судебно-медицинской экспертизы".
3.2.2.Проект типовой программы по
подготовке судебно-медицинских экспертов
молекулярно-генетического профиля на циклах и курсах усовершенствования
специалистов учреждений повышения квалификации.
4. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
4.1.Обеспечить работу бюро судебно-медицинской
экспертизы в соответствии с положениями и инструкциями, утвержденными настоящим приказом (приложения
с 1 по 20).
4.2.Не допускать вывод бюро
судебно-медицинской
экспертизы из системы
здравоохранения.
4.3.Принять меры к укреплению
материально-технической базы бюро судебно-медицинской экспертизы, создав
условия для внедрения современных экспертных технологий.
5.Считать:
5.1.Недействующими на территории
Российской Федерации
приказ Минздрава СССР от 10.04.62 г N 166 "О мерах улучшения
судебно-медицинской экспертизы в СССР",
приказ Минздрава СССР от 21.07.78г. N 694 "Об утверждении
Инструкции о производстве
судебно-медицинской экспертизы, Положения о бюро судебно-медицинской экспертизы
и других
нормативных актов по судебно-медицинской экспертизе".
5.2.Утратившим силу приказ Минздрава РСФСР
от 27.02.91г. N 35 "О дальнейшем
развитии и совершенствовании судебно-медицинской экспертизы
в РСФСР".
6.Контроль за исполнением настоящего приказа
возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации
Стародубова В.И.
Приложение 20
к приказу Минздрава России
от " __"_______1998 г N____
ТИПОВОЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ШТАТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
медицинского
и вспомогательного персонала бюро судебно-медицинской экспертизы
1.
Врачи судебно-медицинские эксперты:
1.1. Должность заместителя начальника Бюро
по экспертной работе устанавливается из расчета:
-
одна должность на каждое бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения республик, управлений,
департаментов и комитетов здравоохранения краев, областей, округов и
городов.
1.2. Должность заместителя начальника Бюро по
организационно-методической работе
устанавливается:
- одна должность на каждое бюро
судебно-медицинской экспертизы министерств здравоохранения республик, управлений, департаментов и
комитетов здравоохранения краев, округов, областей и городов, при наличии в
штате бюро более 40 врачебных должностей.
1.3. Должность заместителя начальника Бюро по экономическим
вопросам устанавливается:
- одна
должность на каждое бюро судебно-медицинской экспертизы министерств здравоохранения республик, управлений, департаментов и
комитетов здравоохранения краев,
округов, областей и городов, при наличии в штате бюро более 60 врачебных
должностей.
1.4. Должности врачей
судебно-медицинских экспертов в республиканских, краевых,
окружных, областных и городских бюро судебно-медицинской экспертизы
устанавливается из расчета:
- одна должность врача
судебно-медицинского эксперта
отдела судебно-медицинской экспертизы трупов на каждые 100 экспертиз
(исследований) трупов в год с учетом других видов деятельности - консультативная
работа с правоохранительными органами и учреждениями здравоохранения, экспертиза в суде, участие в неотложных
следственных и розыскных действиях.
- одна должность врача судебно-медицинского
эксперта отдела судебно-медицинской экспертизы потерпевших,
обвиняемых и других лиц на
каждые 900 экспертиз и
обследований с учетом и других
видов деятельности:
консультативная работа с
правоохранительными органами и учреждениями здравоохранения, экспертиза
в суде, участие
в неотложных следственных и
розыскных действиях, экспертиза с
выездами в медицинские учреждения.
1.5. Должности врачей
судебно-медицинских
экспертов районных (межрайонных)
отделений бюро судебно-медицинской экспертизы устанавливаются из расчета:
- одна должность врача
судебно-медицинского эксперта, не проводящего
гистологических исследований, на
каждые 80 исследуемых трупов и
не более 250 экспертиз
(обследований) потерпевших, обвиняемых и др.лиц с
учетом проведения и других работ - консультативная работа с правоохранительными
органами и учреждениями здравоохранения, экспертиза в суде, участие в
неотложных следственных и розыскных действиях.
Примечание.
Финансовое обеспечение гистологических исследований в районных и
межрайонных отделениях производится из ставок гистологической лаборатории
республиканско- го, краевого, окружного,
областного бюро в соответсвии с правилами и
нормативами производства этого вида экспертиз (исследований).
- одна должность врача
судебно-медицинского эксперта
районных и межрайонных отделений регионов Крайнего Севера на каждые
40 исследуемых трупов и не более 80 экспертиз (обследований) потерпевших,
обвиняемых и др. лиц с учетом
длительности и сложности командировки к месту проведения исследования
трупа, его подготовки к исследованию и
выполнения других работ -
консультативная работа с правоохранительными органами и учреждениями
здравоохранения, экспертиза в суде, участие
в неотложных следственных и розыскных действиях;
- одна должность
межрайонного врача судебно-медицинского
эксперта, осуществляющего выезды
в районы обслуживания, устанавливается
из расчета 50 исследований трупов и не более 250 экспертиз (обследованиний) потерпевших,
обвиняемых и др. лиц в год с учетом проведения и других работ
- консультативная работа с правоохранительными органами и учреждениями
здравоохранения, экспертиза в суде,
участие в неотложных следственных и розыскных действиях.
1.6. Должности дежурных врачей судебно-медицинских экспертов
устанавливаются (дополнительно) из расчета:
- не менее 6 должностей на каждое
бюро судебно-медицинской экспертизы министерств здравоохранения
республик, управлений и комитетов здравоохранения
краев, областей, округов городов.
Оплата районным (межрайонным) врачам
судебно-медицинским экспертам за работу на местах обнаружения трупов
(происшествий) во внерабочее время осуществляется за фактически отработанное
время за счет надбавок, доплат и других
выплат стимулирующего характера.
Для судебно-медицинского обеспечения катастроф и стихийных бедствий в
соответствии с приказом Минздрава РСФСР
от 11.07.90г.N 115 "О создании службы экстренной помощи в
чрезвычайных ситуациях", штатные
должности для бригады быстрого
реагирования устанавливаются дополнительно.
1.7. Должности врачей судебно-медицинских
экспертов в судебно-биологических отделениях устанавливается из расчета:
- одна должность врача на 50 экспертиз,
250 предметов и 2000 объект-исследований в год.
Подсчет цитологических обьектов
производится соответственно количеству приготовленных препаратов (1000
препаратов в год на одну должность врача судебно-медицинского эксперта).
1.8.Должности врачей судебно-медицинских экспертов в медико-криминалистических
отделениях устанавливаются из расчета:
- одна
должность врача судебно-медицинского эксперта (эксперта физика, -
криминалиста, инженера) на 50 экспертиз или 2000 объект-исследований
(т.е. 40 объект-исследований на одну экспертизу в
среднем).
Примечание. Под объект-исследованием понимают: одного применение одного из методов
подготовки, изучения и регистрации свойств
одного объекта (отдельно исследуемого предмета,
либо его участка, анатомического образования, следа на нем, микрочастиц и др.), либо одного из методов
анализа полученных результатов, без
учета применений методов раздельного
исследования экспериментальных образцов.
1.9.
В спектральной лаборатории устанавливается:
- одна
должность врача судебно-медицинского эксперта или одна
должность физика-спектрографиста
на 2000 объект-исследований в год с оплатой труда физика-спектрографиста
по тарифной сетке врача - судеб-
но-медицинского
эксперта.
Примечание. Под объект-исследованием понимают:
одно применение одного из методов подготовки,
исследования, регистрации спектров одного объекта и его оценки
с помощью одного из видов
спектрального анализа.
1.10. Должности врачей судебно-медицинских
экспертов судебно-медицинской молекулярно-
генетической лаборатории устанавливаются из
расчета:
- одна должность врача судебно-медицинского
эксперта на 300 условных генотипов в год.
Примечание. Под условным генотипом понимают: получение генетической
характеристики одного индивидуального образца ДНК по одному
генетическому локусу, включая
подготовку объектов, регистрацию и анализ результатов.
1.11. Должности врачей судебно-медицинских экспертов-химиков в судебно-химическом отделении
устанавливаются из расчета:
- одна должность на каждые 55 полных анализов
в год.
1.12. Должности врачей судебно-медицинских
экспертов-биохимиков в судебно-биохимическом отделении устанавливаются из
расчета:
- одна должность на каждые 55 полных
анализов в год.
1.13. Должности
врачей судебно-медицинских экспертов
в судебно-гистологическом
отделении устанавливаются из расчета:
- одна должность врача
судебно-медицинского эксперта-гистолога на каждые 400 экспертиз или 2800
объектов исследований в год (т.е. 7 объект-исследований
на одну экспертизу).
Примечание. Под объект-исследованием
понимают: исследование одного кусочка органа или ткани (мазка) с применением од ной методики окраски. Каждая дополнительная окраска препарата,
изготовленного из этого же
кусочка, использование каждого
специального метода микроскопии (люминесцентный, фазовый контраст, в поляризованном свете и прочее), а также морфометрия и микрофотография одного
препарата учитывается, как
дополнительный объект-исследование.
1.14.Должности врачей судебно-медицинских экспертов отдела сложных
экспертиз устанавливаются из расчета:
- одна
должность на каждые 24 экспертизы по материалам уголовных и гражданских
дел в год с учетом выполнения других видов деятельности;
- экспертиза в суде, участие в неотложных следственных и розыскных
действиях, эксгумация трупа, подготовка вещественных доказательств к
исследованию, консультативная работа с
правоохранительными органами и учреждениями здравоохранения, работа с
консультантами клинического и криминалистического профиля.
1.15. Для
проведения
высококвалифицированных
консультаций бюро
судебно-медицинской
экспертизы представляется право приглашения специалистов
из других учреждений.
Необходимые средства для оплаты
консультантов должны предусматриваться в сметах бюро судебно-медицинской
экспертизы.
1.16. Должности врачей судебно-медицинских экспертов
организационно-методического отдела (кабинета) устанавливаются из расчета:
- 6 врачей при наличии в штатном
расписании бюро более 60 врачебных ставок;
- 4 врача при наличии в штатном расписании
бюро 40-60 врачебных ставок;
- 2 врача при наличии в штатном расписании
бюро менее 40 врачебных ставок.
В отделении математического и программного обеспечения
при организационно-методическом отделе устанавливаются должности:
- трех врачей судебно-медицинских
экспертов,
- пяти
инженеров-программистов с оплатой труда по тарифной сетке врача
судебно-медицинского эксперта.
В отделении внедрения научных достижений в
экспертую практику при организационно-методическом
отделе устанавливаются должности:
- трех врачей судебно-медицинских
экспертов.
1.17. В кабинете по работе с жалобами и
заявлениями при организационно-методическом отделе устанавливаются должности:
- трех врачей судебно-медицинских
экспертов.
1.18. Должность судебно-медицинского
эксперта - заведующего отделом устанавливается дополнительно:
- в отделе судебно-медицинского
освидетельствования потерпевших,
обвиняемых и других лиц; в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов
в отделе сложных экспертиз - при наличии в
штате каждого отдела трех и более должностей
судебно-медицинских экспертов.
1.19. Должность судебно-медицинского
эксперта - заведующего отделением устанавливается в каждом районном,
межрайонном, городском отделении;
- в отделениях: судебно-биологическом, судебно-гистологическом, судебно-химическом,
судебно-биохимическом, медико-криминалистическом, математического и
программного обеспечения, внедрения научных достижений в экспертную практику, в
лабораториях (спектральной и судебно-медицинской молекулярно-генетической) -
при наличии в штате каждого отделения
(лаборатории) трех и более должностей судебно-медицинских экспертов
(экспертов-химиков) вместо одной из этих должностей.
1.20. Должность судебно-медицинского
эксперта заведующего организационно-методическим отделом (кабинетом)
устанавливается вместо одной
из должностей врача
судебно-медицинского эксперта при наличии в
штате трех и более должностей.
1.21. Должность врача судебно-медицинского
эксперта – заведующего зональным отделом,
городских, районных (межрайонных) отделений судебно-медицинской
экспертизы устанавливается дополнительно из расчета:
- одна должность на каждые шесть
должностей заведующих районными, межрайонными, городскими судебно-медицинскими
отделениями.
1.22. В специализированных лабораториях (остеологической, судебно-медицинской
молекулярно-генетической, спектральной
и др.)
вместо одной из должностей врача судебно-медицинского эксперта
устанавливается должность заведующего лабораторией.
1.23.Заведующие отделами, отделениями и
лабораториями в штате которых:
- до трех должностей судебно-медицинских
экспертов, выполняют работу эксперта в объеме 100%;
- четыре - пять должностей
судебно-медицинских экспертов, выполняют
работу эксперта в объеме 50%.
- шесть - десять должностей
судебно-медицинских экспертов выполняют
работу эксперта в объеме 25%.
- свыше десяти должностей
судебно-медицинских экспертов принимают участие
в проведении особо сложных экспертиз, оказывают постоянную консультативную и
методическую помощь экспертам.
2. Средний медицинский персонал
2.1. Должность главной медицинской сестры устанавливается
дополнительно из расчета:
- одна
должность на каждое бюро судебно-медицинской экспертизы министерств здравоохранения республик, департаментов, управлений и
комитетов здравоохранения краев, округов, областей, городов.
Должность старшего лаборанта
устанавливается: вместо одной должности лаборанта в отделах судебно-медицинской
экспертизы трупов, судебно-медицинской
экспертизы потерпевших, обвиняемых и др. лиц, в медико-криминалистическом, судебно-гистологическом, судебно-химическом, судебно-биологическом,
судебно-биохимическом отделениях, судебно-медицинской молекулярно-генетической
и спектральной лабораториях. При наличии в штате отделения (лаборатории) 5
должностей лаборантов, старшие лаборанты выполняют работу лаборанта
в объеме 50% нормы труда лаборанта, при наличии 6-10 должностей в объеме 25%
нормы труда лаборанта.
2.2. Должности медицинских сестер отдела
судебно-медицинского освидетельствования потерпевших, обвиняемых и др. лиц,
отдела сложных экспертиз устанавливаются из расчета:
- одна должность на каждую должность
судебно-медицинского эксперта этих отделов.
2.3. Должности лаборантов отдела судебно-медицинской экспертизы трупов устанавливаются из расчета:
- одна должность на каждую должность
судебно-медицинского эксперта морга, включая заведующего отделом.
2.4. Должности медицинских сестер
(лаборантов) или фельдшеров (лаборантов) городских, районных и
межрайонных отделений судебно-медицинской экспертизы устанавливаются из
расчета:
- 1,5 должности на каждую должность
городского, районного и межрайонного
судебно-медицинского эксперта, включая должность заведующего отделением и
должность заведующего отделом.
2.5. Должности лаборантов
организационно-методического отдела(кабинета),
отделения внедрения научных
достижений устанавливаются из расчета:
- 0,75
должности на каждую должность
врача судебно-медицинского эксперта, включая должность заведующего или
заместителя начальника бюро по организационно-методической работе;
- в отделении математического и
программного обеспечения устанавливаются должности: 2 - оператора, 2 - техника и одна должность
лаборанта.
2.6. Должности
лаборантов судебно-химического, судебно-биохимического, судебно-биологического,
медико-криминалистического отделений, судебно-медицинской
молекулярно-генетической и спектральной
лабораторий устанавливаются из расчета:
- одна должность на каждую должность врача
судебно-медицинского эксперта (физика, химика, программиста, инженера и
др.), включая заведующего отделением (лабораторией).
2.7. Должности лаборантов
судебно-гистологического отделения устанавливаются
из расчета:
- две
должности на каждую должность врача судебно-медицинского эксперта
(1,5 должности на изготовление препаратов,
0,5 должности на машинописные
работы), включая должность заведующего отделением.
2.8. Должности лаборантов отдела сложных
экспертиз устанавливаются из расчета:
- одна должность на каждую должность врача
судебно-медицинского эксперта, включая должность заведующего отделом.
2.9. Должность лаборанта
отдела дежурной службы устанавливается из расчета:
- одна должность лаборанта на
каждое бюро судебно-медицинской экспертизы.
2.10. Должности медицинских регистраторов
устанавливаются в отделах экспертизы
трупов, отделе экспертизы потерпевших, обвиняемых и
других лиц, отделе сложных экспертиз, судебно-химическом отделении, судебно-биохимическом отделении,
судебно-гистологическом
отделении,
судебно-биологическом отделении, медико-криминалистическом отделении, спектральной, судебно-медицинской
молекулярно-генетической лаборатории, городских, районных, межрайонных судебно-медицинских
отделениях из расчета:
- одна должность на каждые три должности
врачей судебно-медицинских экспертов, включая заведующего отделением.
2.11. Должность фотографа
медико-криминалистического
отделения устанавливается из расчета:
- одна должность на каждые две-три
должности судебно-медицинского эксперта медико-криминалистического отделения,
включая должность заведующего;
- одна
должность фотографа в каждом городском, районном (межрайонном)
отделении.
Примечание. В должности фотографа может
быть использовано любое лицо,
в том числе и сотрудники отделения,
владеющие фотографией.
3.
Младший медицинский персонал
3.1. Должности санитаров устанавливаются из расчета:
- 0,5 должности на каждую должность
врача судебно-медицинского эксперта
в отделах судебно-медицинской экспертизы трупов, судебно-медицинской экспертизы потерпевших,
обвиняемых и др. лиц;
- 0.75
должности на каждую должность
врача судебно-медицинского эксперта
медико-криминалистического,
судебно-биологического, судебно-химического,
судебно-биохимического, судебно-гистологического отделений, спектральной, судебно-медицинской молекулярно-генетической
лабораторий;
- одна должность на каждый отдел
(отделение): внедрения научных достижений, математического и программного обеспечения,
организационно-методический отдел (кабинет);
- одна
должность на каждую должность
врача судебно-медицинского эксперта районного (межрайонного) отделения, включая
должность заведующего отделением.
3.2. для обслуживания морга, производящего прием трупов круглые сутки, дополнительно устанавливаются 6 должностей санитаров.
4. Административно-хозяйственный аппарат
4.1. В каждом бюро судебно-медицинской
экспертизы устанавливаются следующие должности (в зависимости от количества
занимаемых зданий и площади помещений):
-
инженеры по эксплуатации здания;
-
заведующие хозяйством;
-
сестры-хозяйки;
-
электрики;
-
слесари-сантехники;
-
разнорабочие;
-
рабочие по эксплуатации зданий;
-
кладовщики, зав. складами;
-
водители автотранспорта в зависимости от количества автомашин;
-
вахтеры в количестве, необходимом для обеспечения круглосуточной вахты в
закрепленных зданиях;
Бухгалтерия бюро (самостоятельная или
централизованная) создается по согласованию с министерством здравоохранения
республик, управлением, департаментом
или комитетом здравоохранения краев,
областей, округов и городов.
Начальник Управления
организации
медицинской помощи населению
Минздрава Российской
Федерации А.И.Вялков
Главный судебно-медицинский
эксперт
Минздрава Российской
Федерации
В.В.Томилин